Как вспоминал впоследствии первый заместитель Сергея Королева академик Василий Павлович Мишин: "Лавина совещаний и обсуждений, связанных с осуществлением пилотируемой лунной программы, на разных уровнях не приносила должного результата. Директивные сроки выполнения работ по этим программам устанавливались волюнтаристски, без научно-технических обоснований и обеспечения финансированием, без выделения производственных мощностей и ресурсов". Программа орбитальных кораблей "Союз", начавшаяся с трагического полета Владимира Комарова, показала, что такой подход и сроки министерства и ВПК при ограниченном финансировании не способствуют безопасной работе в реальных темпах. Сергей Павлович Королев умер совсем не вовремя. Некому было "заземлять" отношения с партийным руководством, которое хотело все быстро и сразу. Сроки полетов отодвигались из-за аварий на испытаниях, шла повсеместная ругань с маршалом Дмитрием Федоровичем Устиновым, который руководил Военно-промышленной комиссией при ЦК КПСС. Наконец терпение партийного руководства лопнуло, и появилось Постановление от 4 февраля 1967 г. "О ходе работ по созданию УР "500-Л1". Оно и явилось практическим началом создания "Н1-ЛЗ", то есть лунной ракеты. И срок начала летно-конструкторских испытаний был определен третьим кварталом 1967 г., а осуществление пилотируемой лунной экспедиции намечено на третий квартал 1968 года. Это должно было обеспечить приоритет нашей страны перед США в осуществлении полета подобной экспедиции. Все попытки перенести сроки осуществления этой экспедиции, а также увеличить финансирование производственных мощностей и ресурсов пресекались вышестоящим руководством в лице секретаря ЦК КПСС Дмитрия Федоровича Устинова, председателя Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР (ВПК). Планировалось, что до Луны долетят только два советских космонавта и только один из них сможет прогуляться по поверхности ночного светила. Программы "Н1-ЛЗ" осуществлялись Устиновым через Военно-промышленную комиссию при Совете Министров СССР (председателем комиссии был Л.В. Смирнов), которой были подотчетны только 9 оборонных отраслей промышленности, в то время как в работах по программе "Н1-ЛЗ" участвовало около 500 предприятий и 28 ведомств. Финансирование шло через Госплан, Министерство финансов и соответствующие отраслевые министерства, а ответственность за конечные результаты несли Министерство общего машиностроения (МОМ) и его "головное" ОКБ-1 (ЦКБЭМ), не имевшие никаких прав для того, чтобы осуществлять роль "головных" организаций. Первый ракетно-космический комплекс был сделан для облета Луны двумя космонавтами с возвращением их на Землю со второй космической скоростью при помощи ракеты-носителя УР-500К, разгонного ракетного блока "Д" и космического корабля "7К-Л". А ракетно-космический комплекс "Н1-ЛЗ" предназначался для доставки одного космонавта на поверхность Луны, возвращения его в лунный орбитальный корабль (ЛОК) на орбитальный искусственный спутник Луны вместе с другим космонавтом, который оставался на лунной орбите, и их возвращения со второй космической скоростью на Землю в спускаемом аппарате, входящем в состав ЛОКа.
Справка "Stringer"
Гигантская ракета-носитель "Н1", в отличие от "Сатурна-V", имела оригинальную компоновочную и конструктивно-силовую схемы. Ракетные блоки "А", "Б", "В" имели топливные отсеки с подвесными шаровыми баками окислителя и горючего, конструкция которых воспринимала только нагрузки от давления наддува и гидростатического столба компонентов топлива. Инерционные перегрузки в местах подвески баков воспринимались несущим корпусом. Сварка сферических баков топливных отсеков, окончательная сборка и испытания блоков в целом производились в специально построенном на космодроме монтажно-испытательном корпусе (МИКе). Элементы конструкций баков и отсеков доставлялись на космодром с заводов-изготовителей обычным железнодорожным транспортом, а не специальными баржами по специально построенным каналам, как это предусматривалось в американской программе "Сатурн V-Аполлон". Двигательные установки ракетных блоков "А", "Б", "В" были многодвигательными. Так, двигательная установка блока "А" состояла из 24 периферийных и 6 центральных ЖРД с номинальной тягой у Земли каждого двигателя 154 тс. На блоке "Б" были установлены 8 ЖРД блока "А" с высотными соплами и с номинальной тягой в пустоте каждого двигателя 179 тс, а на блоке "В" – четыре двигателя с тягой в пустоте 41 тс, имеющие такую же пневмогидравлическую схему, как у двигателей блока "А". Размерность единичного ЖРД ракетных блоков "А" и "Б" была выбрана из условия минимальных затрат на их обработку при имеющейся производственной и экспериментальной базе. С целью повышения уровня надежности многодвигательных установок было предусмотрено резервирование одиночных ЖРД. Так, первая ступень могла совершать нормальный полет при двух парах противоположно отключенных одиночных периферийных двигателей ракетного блока "А", вторая ступень – при одной паре, а третья – при одном выключенном одиночном ЖРД. Таков был запас прочности. 10 ноября 1968 года состоялся относительно успешный запуск очередного беспилотного лунного корабля "Зонд-6", также облетевшего Луну и совершившего посадку на территории СССР. Уже на заключительном этапе полета на высоте 2,5 километра произошел несанкционированный отстрел основного парашюта, и спускаемый аппарат разбился. Из-за постоянно преследовавших программу УР500К-Л1 неудач и аварий запуск с космонавтами все время откладывался, и никто из руководства не желал брать на себя ответственность в случае гибели космонавтов. Вообще, предыдущие годы сильно испортили советский миф о безопасном освоении космоса. Гибель лучшего в первом отряде космонавта-испытателя Владимира Комарова на этапе приземления и авиационная катастрофа с Юрием Гагариным доказывали, что безаварийные времена прошли. Советская аэрокосмическая индустрия срочно нуждалсь в новых руководящих кадрах, которые нужно было воспитывать. Сталинский стиль руководства, когда за промахи персонально жестоко наказывали, отходил в историю.