Это название песни группы "Любэ", уверенно вошедшей в список самых популярных песен группы. Эта песня посвящена Группе "Альфа", более того – создана и спета с участием альфовцев.
К тому же "ЛЮБЭ" – старые друзья "Альфы", они часто выступали для нас. И, конечно, мы обратились именно к ним. При этом мы не собирались сочинять песню для узкого круга, которую пару раз споют со сцены – и все. Откровенно говоря, нам хотелось, чтобы песня стала как можно более популярной, чтобы она запомнилась надолго, чтобы ее слушали – и вспоминали тех, кому она посвящена. Но тут мы столкнулись с таким моментом. Для того, чтобы песню слушали, она не должна быть слишком сложной. В ней не место разным специальным словам, жаргону, и прочим таким вещам. Текст должен быть понятен любому – от бойца "Альфы" до таксиста. Иначе ее не будут слушать. Конечно, мы, когда ввязывались в это дело, не представляли себе всех трудностей, которые нас ждут. Мы познакомились с технологией шоу-бизнеса – то есть с тем, как делаются песни, как ставятся красивые клипы, и так далее. Это был совершенно другой мир, нам незнакомый – но очень интересный. А заодно убедились, что главное все-таки не в технике как таковой, хотя она очень важна. А в таланте людей, которые все это делают, в их готовности вкалывать, искать варианты, отказываться от хорошего ради лучшего... и в крохотной толике наития, без которой ничего не выйдет. К счастью, мы работали с людьми, которые на это способны.
- Как долго продоложались съемки? Как сказать... Если мерять на чистое время, то – больше пяти съемочных дней (каждый – часов по двадцать непрерывной работы). А все съемки, от первого кадра до крайнего, заняли месяца четыре. - До крайнего? – Киношники, как и военные, народ суеверный. Они не любят слова "последний". Предпочитают – "крайний", "завершающий", как угодно... Сложностей было очень много. Например, в клипе есть сцена в самолете. Мы очень долго не могли найти самолет – потому что как раз тогда произошли два взрыва в самолетах, и все очень боялись связываться с делами такого рода. Мы месяц ездили по аэропортам, чтобы добиться хоть какого-нибудь борта. В конце концов, в одном месте нам разрешили снимать в старом самолете, стоящем, как говорится, на отстое. Режиссеру пришлось очень потрудиться, чтобы снять все красиво. На самом деле именно режиссерская работа Олега Гусева произвела на меня колоссальное впечатление. Я впервые увидел, как это работают с камерой, со светом – все это было фантастически здорово. В салоне, где сидят заложники и убивают террориста, было всего восемнадцать кресел. Для того чтобы снять все, как надо, кресла приходилось переносить по салону. Камера шла то спереди, то сбоку, чтобы достичь нужного эффекта. Съемки в самолете продолжались полтора суток, непрерывно. Режиссер и его команда все это время провели на ногах – не спали, ели бутерброды, непрерывно экспериментировали со светом, с массовкой. Мы урывали время для еды, для сна, а они работали без отдыха. Один крохотный эпизод в клипе – сцена с вертолетом – снимался около семи часов. Причем съемки велись в ночное время суток, мы снимали практически всю ночь. Режиссер нам клялся, что этот эпизод займет в клипе целых двадцать секунд, и мы выкладывались по полной. В результате эпизод занял шесть секунд. Некоторые режиссерские идеи вообще не вошли в клип. Например, была сцена с дождем. Нас поливали водой из двух пожарных машин. Когда сцена была отснята, режиссер понял, что в кадре это будет смотреться немного не так, как ему хотелось бы. На самом деле получившийся клип – это, по сути, маленький фильм. Там рассказывается вполне законченная история. Мы не хотели делать примитивный клип с густым "экшн". Сейчас никого не удивишь сценами драк, ранений, и так далее. Для этого есть голливудские боевики. Нас интересовала мораль. На примере двух человеческих судеб напомнить простые истины. Не все то золото, что блестит. Не везде хорошо, где лучше. И так далее. - Кто писал текст песни? – С песней были большие проблемы. Мы с Геннадием Соколовым три месяца провели в поисках, просмотрели множество текстов, пока случайно не наткнулись в Интернете на текст, который показался нам подходящим. Мы встретились с автором. Это оказался военный журналист Юрий Гладкевич, который неоднократно бывал в командировках в "горячих точках". Мы принесли текст Игорю Матвиенко, потом немножко подредактировали его. У нас бывали искушения переписать песню. Но в конце концов решили, что необходимо сохранить авторский вариант с минимальной правкой. Хотя, признаться, я туда вписал одну строчку: "только верой и правдой служил". Так было правильнее. Матвиенко написал несколько мотивов к песне. Потом сам же выбрал наилучший, который, что называется, зажигал. Начались репетиции. В какой-то момент Николай Расторгуев, видя наше искренне участие и заинтересованность, предложил нам спеть вместе с ним. Когда мы стали отнекиваться, ссылаясь на то, что у нас не те голоса и поем мы непрофессионально, он объяснил нам: важно еще и передаваемое голосом настроение. С исполнением у нас были свои сложности. Научиться хорошо петь – ничуть не проще, чем, скажем, научиться метко стрелять. Для того чтобы делать какое-то дело хорошо, или хотя бы сносно, приходится долго и упорно работать. Мы даже брали уроки вокала. Я долго пытал своего учителя: есть у меня слух и голос или нет. Тот убедил меня, что слух и голос у меня имеются, но над ними надо работать. Пришлось поработать. Зато после первых же занятий у меня расширился голосовой диапазон на пол-октавы...
А сама запись, кстати, длилась недолго: два раза по полтора часа. Два раза, потому что первое исполнение было забраковано нашим первым слушателем: женой Геннадия Соколова. Он принес ей нашу запись, она послушала... и назвала наше исполнение пением голодных котов... После чего Геннадий приложил титанические усилия, уговаривая Матвиенко переписать запись, а потом не менее титанические – уговаривая меня... Все это сильно на нас повлияло. Например, раньше мы с Геннадием очень любили караоке. Теперь – нет, все, больше не хочется. - Когда вышел клип? Что о нем говорят?
– Из-за всех задержек клип вышел только в начале декабря 2004. Премьера состоялась на Первом общероссийском телеканале, в передаче "Доброе утро". А премьера песни состоялась еще летом, за два дня до юбилея Альфы. Песню крутили "Русское Радио", "Авторадио"... Было потом еще выступление в Кремлевском дворце, а уже потом – клип. Мнения о клипе я слышал разные. Во-первых, для нас принципиально важно, что клип понравился нашим боевым товарищам. Что касается реакции профессионалов... Пугачева, которая очень критично относится ко всему, что делается в нашем шоу-бизнесе, в нашем присутствии смотрела клип, и когда звонил телефон, обрывала все звонки, даже звонок от дочери. Нам потом сказали, что такое поведение для нее абсолютно нехарактерно... А вообще, до нас с Геннадием дошли слухи, что наш клип нравится самым разным людям, в том числе и занимающим очень ответственные государственные должности. Хотелось бы в это верить: мы можем себе представить, насколько тяжела та ноша, которую эти люди несут, и надеемся, что наша песня как-то их поддержит, поможет, пусть немного... - Последний вопрос: собираетесь ли вы развивать успех? Например, еще одна песня с вашим участием? – В таких случаях принято говорить, что это коммерческая тайна... Нет, пока мы ничего конкретного не планируем. Но если на то пошло... Знаете, однажды мы после концерта разговаривали с артистами на разные темы. Зашла речь про алкоголь, наркотики и прочие такие вещи. Так вот один очень опытный человек нам сказал: "Сцена – тоже наркотик, и очень сильный, на нее легко подсесть". И мы, признаться, немного подсели. Так что чем черт не шутит – может быть, когда-нибудь попытаемся еще...
По высокой траве – текст песни
Слова Юрия Гладкевича
Исполняется группой "Любэ" (солист Николай Расторгуев) с участием офицеров "Альфы" Геннадия Соколова и Алексея Филатова
Сколько зим, сколько лет, Сколько вод утекло, Сколько жизней прошло без меня, Сколько жизней ушло от меня.
Я вернулся домой, А виски сединой Припорошило в дальних краях, Да и грудь вся в сплошных орденах.
Припев
По высокой, высокой траве Я пройду в полный рост. Полной грудью вдохну Воздух этих полей, Мной давно позабытый на вкус.
Меж высоких стогов - Золотая стерня. Ну-ка стану босою ногой, Теплотой обогреет земля.
Через пару шагов Поле вспомнит меня, С возвращением, скажет, домой, С возвращеньем домой, старина.