Чтобы распутать его, контрразведчикам Дальнего Востока понадобилось почти два года упорного труда
Второго декабря в краевом суде получила логическое завершение одна из операций, проведенных сотрудниками госбезопасности: группе офицеров и коммерсантов, вздумавших продавать одному из соседних государств российские военные секреты, был вынесен суровый приговор. Каждому из подсудимых суд отмерил более десяти лет реального лишения свободы...
Соблазнение долларами
Кадры оперативной съемки
28 марта состоялась еще одна встреча майора с сослуживцем. Согласно придуманному сотрудниками ФСБ сценарию, сослуживец высказал опасение: мол, боюсь, перехватят на границе эти документы – что будет? Артюхов заверил его, что все пройдет гладко: "Да не первый раз! Они такие документы перевозили, за которые сразу тюрьма. Но, как видишь, все в порядке!" Сослуживец отдал ответы (их готовили контрразведчики). Но они удовлетворили майора не полностью: были скопированы не все главы. Спустя несколько дней снова возник вопрос об оплате – вместо обещанных 300 долларов за пункт Артюхов предложил "партнеру" по пять баксов за страницу. Смешно сказать, но майор советовал ему ксерокопировать текст только на одну сторону листа: "Так листов будет больше. А значит, и денег!"
Охотники за "головами"
Тем временем были установлены еще двое членов шпионской "команды": 46-летний Виктор Попов и 40-летний Александр Белошапкин тоже оказались под колпаком ФСБ. Благодаря прослушке их телефонов чекисты скоро узнали много интересного. И неприятного: выяснилось, что Лукин некоторое время назад продал за границу две детали, которые шпионы называли между собой "головами" (речь идет о системах наведения). Вся "команда" обсуждала новый заказ – 10 "голов". Лукин отмечал, что там, где брал их раньше, теперь нет, но он попытается добыть. Задумали они и еще одну авантюру: подменить рабочий газотурбинный двигатель ГТДЭ-117-1 с самолета СУ-27 в 22-м ИАП на нерабочий, который имеется у Попова. Для этого Лукин свел Белошапкина и Попова с военнослужащим 22-го полка Гусейновым, которому предложили заменить таблички с заводскими номерами на двигателях. По словам Гусейнова, это будет непросто: нужный двигатель снят с самолета, являющегося вторым в части по новизне. Как будут оплачиваться разные шпионские задания, объяснял соучастникам Попов. На "головы", двигатель и документы имеется заказ с выделением иностранной госструктурой немалых средств. Все доставляемые с территории России документы и изделия передаются за рубежом на соответствующие заводы для изучения, где оценивается их стоимость. Затем их продают. И, в зависимости от того, насколько быстро, идет расчет...