"Советская Россия", 24.04.2003, Москва, n45, стр.6
Автор: О. Джигиль
Беседа у выключенного экрана Дебильность (от лат. debil – слабый) – легкая степень олигофрении: задержка психического развития, слабость абстрактного мышления, неспособность подавлять свои влечения и т.д. "Советский энциклопедический словарь"
Чтобы оправдать заголовок нашей беседы, уважаемый читатель-телезритель, приведем доказательства того, что при неограниченном потреблении телевизионной продукции у индивида ослабевает способность к абстрактному мышлению. Но прежде – что такое абстрактное мышление? Абстракциями принято называть отвлеченные понятия и категории, такие, скажем, как "личность", "общество", "прогресс", а также теоретические обобщения типа "Бытие определяет сознание", "Семья – ячейка общества", "Алкоголизм разрушает личность" и пр. Абстрактное мышление относится к высшей сфере сознания человека – рациональной (от слова rationalis – разумный), в которой формируются понятия, суждения, умозаключения, в отличие от эмоциональной сферы (emotion – волнение), где протекают первичные психические реакции в форме восприятий, ощущений и разного рода подсознательных актов. Так вот телевидение в силу своей природы имеет некие "ограничители", не позволяющие ему развивать у нас абстрактное мышление. В этом нетрудно убедиться, сравнив его с печатью. Средствами печати, с помощью письменного слова создаются и произведения искусства, и научные труды. Выразительными же средствами телевидения можно создать оригинальные творческие работы лишь в сфере искусства, художественного творчества. Научные теории на языке экрана досконально воспроизвести невозможно. Не случайно грандиозный замысел Сергея Эйзенштейна – экранизировать "Капитал" К.Маркса – так и остался неосуществленным. Экран оказался не в состоянии адекватно выразить мощь и глубину логических абстракций великого мыслителя. Вы скажете, ну а если читать "Капитал" вслух перед камерой? Заверяю, эффект будет более чем скромный. Суть в том, что устное слово проигрывает письменному в передаче сложного содержания. В свое время Ф.Энгельс, приводя в пример собаку и лошадь, которые до такой степени приручены человеком, что только говорить еще не научились, по этому же поводу заметил: "К сожалению, их голосовые органы настолько специализированы в определенном направлении, что этому горю уже ничем нельзя помочь". Вот так и горю ТВ, органически не переваривающему логические абстракции, тоже ничем не поможешь... Вывод очевиден: если телевидение в силу своих природных ограничителей не способствует развитию у зрителей высшей формы психической деятельности – абстрактного мышления, то каждодневное созерцание программ, ставшее для большинства обитателей планеты излюбленной формой проведения досуга, приводит к постепенному ослаблению умственного потенциала. А "слабый" в переводе с русского на латинский означает "debilis". Что и требовалось доказать.
+ + +
Примеров и фактов сколько угодно. Обратимся к США – бесспорному лидеру в производстве и потреблении телевизионной продукции. Здесь установлено, что уже два поколения американцев благодаря ТВ оказались фактически отлучены от чтения. И результат налицо. Точнее, на лицах самих американцев. "На многих из них лежит печать вырождения", – свидетельствует О.Арин, наш соотечественник, ученый, долгое время живший и работавший в США. Согласно материалам опросов, 20 процентов взрослых жителей Соединенных Штатов не могут назвать ни одной из стран Европы. Среди американцев в возрасте от 18 до 24 лет каждый седьмой не может найти на карте собственную страну, каждый четвертый – показать Тихий океан. Один из управленцев жалуется в печати: 95 процентов выпускников колледжей допускают ошибки в написании слов, половина не умеет составить простое предложение. В целом же, по данным культуролога Э.Химша, на сегодня средний уровень грамотности американцев уступает тому, что был в начале XX века. Наша Россия в этом плане уверенно догоняет США. Так, участвуя в одной из программ "Поля чудес", игроки-восьмиклассники не смогли вспомнить, кто написал "Руслана и Людмилу", не знали ни единой строчки из "Евгения Онегина", перепутали Пушкина с Тургеневым, а один мальчик, ничего не зная о Чехове, назвал его поэтом! Да что далеко ходить за примерами. Беседую недавно с одним абитуриентом гуманитарного вуза. – "Тихий Дон" знаете, Шолохова? – "Тихий Дон"? – задумался. – "Тихий Дон"... А-а, знаю, знаю – это такой классный фильм! И право же, нет особого преувеличения в запальчивых словах Алексея Епифанцева из Перми, написавшего как-то в "Советскую Россию": "Через двадцать лет благодаря нашему активно действующему телевидению мы получим поколение с мозгами медузы".
+ + +
Но вот вопрос. Только ли в "природных ограничителях" тут дело? Если только в них, то, надо полагать, что телевидение как таковое исполнено самых благих побуждений, но из-за своих ограниченных возможностей в передаче сложного содержания не может способствовать умственному развитию зрителей, ну а те, погружаясь в "сон с открытыми глазами", как бы сами по себе, потихоньку-полегоньку, от поколения к поколению вырождаются в дебилов. Или... или же природные ограничители ТВ еще и усугубляются сознательной установкой организаторов вещания на массовую дебилизацию? Такой вот вопрос. Отвечу на него со всей определенностью, имея в виду наше отечественное телевидение и взяв в союзники его многочисленных критиков. К великому сожалению, уважаемый читатель, процесс развивается именно по второму варианту. Страдая, как и всякое телевидение, врожденной интеллектуальной недостаточностью, наше новорусское ТВ к тому же целенаправленно подрывает рациональную сферу сознания своих зрителей, намеренно, по политическим мотивам (!) отучает их глубоко анализировать, масштабно мыслить. Убедительное мнение на сей счет в свое время высказал писатель В.Г. Корнилов. Отметив, что человеческое сознание обретает силу и действенность, лишь когда охватывает явления жизни в их взаимосвязи, он следующим образом оценивает современную телевизионную практику: – Любому думающему человеку очевидно, куда направлено острие всех или почти всех передач. Мелькающая смена кадров, сообщения короткой строкой, торопливо проговариваемые механическими голосами. Музыкальные мелодии, произвольно обрываемые... Все это – продуманная система разрушения человеческого сознания, стремление навязать дробное, лоскутное мышление. Суть в том, чтобы навязывать "лоскутное мышление", не давать сосредоточиться на причинно-следственных связях общественных процессов. И такой подход не составляет тайны для здравомыслящих людей, о чем говорят многие выступления в печати. "Обратим внимание: в потоке того, что называется по привычке новостями или событиями, все больше сообщений о бедствиях, скандалах, терроре и катастрофах во всех частях планеты, все больше светской, криминальной, спортивной, компроматной, погодной хроники – и все меньше того, что впрямую относится к государству, обществу и их состоянию", – пишет, например, Ю.Бялый в газете "Завтра". Но разве новорусские электронные СМИ совсем не касаются насущных социальных проблем? Как же! Касаются. Естественно, они поневоле сообщают о закрытии предприятий, о забастовках, голодовках, самоубийствах отчаявшихся людей, о наркоманах, о беспризорниках. Но вот о главном умалчивают – о причинах. О глубинных корнях этих драматических событий. О тех, кто довел до такого состояния страну. При этом, обратите внимание, все "говорящие головы" на центральных телеканалах упорно избегают называть обобщенные крупномасштабные показатели, отражающие пропасть, в которой очутилась Россия за годы антинародных реформ. Правящий режим привлек к идеологическому обеспечению своего курса ряд соглашателей от науки типа П.Бунича, которые иногда выступают по телевизору, пытаясь обосновать политику реформаторов. Но кто из них взял на себя смелость сопоставить процессы в современной России с действием великих объективных законов, признанных самыми светлыми умами человечества, – Закона всеобщей связи и развития, Закона перехода количественных изменений в качественные, Закона единства и борьбы противоположностей, Закона отрицания отрицания?! Такого сопоставления никто не делает, и понятно почему. Экстраполяция, т.е. наложение этих законов на методы "капиталистического строительства" в России, сразу выявит полную научную несостоятельность дела "реформирования", его волюнтаристский характер. Избегая показывать целостную картину и раскрывать причинно-следственные связи общественного бытия, навязывая людям дробное, лоскутное мышление, отечественное ТВ последовательно разрушает интеллектуальный ресурс России, ее ноосферу. Как-то в программе "Старый телевизор" ее ведущий Дмитрий Дибров обронил: "Телевизор – это идеальная фабрика по изготовлению человеков". Браво, г-н Дибров! Спасибо за откровенность. Действительно, приватизаторам России, у которых вы состоите на службе, ой как нужна подобная генерация россиян! Оттого и установка советских времен на воспитание Человека сменилась новорусской ориентацией на изготовление человеков, как вы изволили точно заметить. Вот и формируются при помощи телевидения этакие роботизированные человечки, тупо жующие "дирол с ксилитом" и часами поглощающие духовную жвачку с телеэкрана в виде пикантных и кровавых зрелищ. Дебилизация налицо. Дебилизация – на лицах...
+ + +
В подборке материалов об отупляющем воздействии ТВ откладываю большую статью Ю.Полищука "Убийца N1 и другие" ("Советская Россия", 02.11.97). Ее автор, доктор медицинских наук, профессиональный психолог, освещает целенаправленные усилия российских телеканалов по распространению антинаучных взглядов, насаждению невежества и мракобесия. Автор исходит из прямой заинтересованности наших ведущих СМИ в "засорении" духовной жизни общества, ибо у невежественных людей слабее способность к самостоятельному и критическому мышлению, их сознанием и поведением легче управлять, манипулировать. Этому и служит система антинаучного телевещания, которое ведется по следующим направлениям. Первое направление составляет активная разработка темы сверхъестественных явлений. Телевизионные каналы наперебой сообщают об НЛО, инопланетянах, ясновидящих, о "белой" и "черной" магии, что ведет к мистификации массового сознания. Второе направление усматривается в стимулировании суеверий, веры в домовых, леших, вампиров, нечистую силу, привидения. Как считает Ю.Полищук, выдача в эфир подобной чернухи в немалой степени определяется заказами экстрасенсов и целителей, появляющихся на экранах телевизоров в респектабельном виде. Со всем этим смыкается широкий показ по телевидению американских фильмов ужасов (триллеров). И третье направление в антинаучном вещании – культивирование астрологии, которая подается то как древняя наука, то как увлекательная игра. Между тем вера в астрологию снижает активность людей, делает их покорными предначертаниям звезд и планет, а на практике – послушными исполнителями воли и фантазии новоявленных астрологов. В результате такой информационно-психологической обработки миллионы наших современников по уровню сознания и форм мышления искусственно отбрасываются на много веков.
+ + +
Мы будем несправедливы, если, говоря о дебилизации зрителей, не отметим вклад в это дело телевизионной рекламы. Волей дикого рынка и российской информационной буржуазии эта пестрая, крикливая, назойливая буффонада стала необходимым условием просмотра любых экранных материалов. ...Человеческое сознание как высшее творение природы и общества – очень хрупкая и уязвимая вещь. Нет ничего более высокого и более тонкого. Однако оно не только не ценится, не оберегается, а, напротив, всячески насилуется "ящиком для дураков" и в немалой степени – путем массированной, многократно повторяемой изо дня в день пропаганды одних и тех же товаров или услуг. Нашу психическую деятельность пытаются запрограммировать на обладание жвачками, зубными пастами, прокладками, презервативами и пр. Под воздействием такой рекламы внимание людей отвлекается от высших потребностей и ценностей (труд, творчество, познания, духовность) и переключается на потребности и ценности более низкого уровня. И так – час за часом, день за днем. Весьма неблагоприятно воздействие телерекламы и на психическое здоровье человека. Когда она бесцеремонно вторгается в процесс показа интересного фильма или серьезной передачи, это нарушает целенаправленный поток наших переживаний, разрушает его. Бестактная и назойливая, наглая и циничная, подчас агрессивная реклама вызывает раздражение, оскорбляет, угнетающе действует на психику. Это неизбежно расшатывает нервную систему.
+ + +
В самом начале нашей беседы было приведено научное определение дебильности, где, в частности, указывалось, что дебильность есть легкая степень олигофрении. А что такое "олигофрения"? В том же энциклопедическом словаре находим: "Олигофрения – врожденное или приобретенное... недоразвитие психической деятельности. Различают три степени О.: дебильность, имбецильность, идиотия". Так. Дебильность мы уже прошли. А что значит "имбецильность"? "Имбецильность, – невозмутимо разъясняет словарь, – средняя степень задержки психического развития – олигофрении: словарный запас скудный; больных не удается обучить счету и чтению, можно привить элементарные трудовые навыки". Ну, а... "Идиотия – наиболее глубокая степень задержки психического развития – олигофрении. При И. мышление и речь не развиваются, влечения и эмоции элементарны, не корригируются". Итак, легкая, средняя, глубокая... Дебильность – имбецильность – идиотия. Вперед, читатель-телезритель! Включаем "ящик"?..
О. Джигиль, Краснодар.
Комментарии: с 1 по 5, всего 5
Роман(гость) #
01-03-2009, в 02:39
Весьма интересная точка зрения. Я солидарен с автором, поскольку в последнее время очень обеспокоен привязанностью пасынка к "ящику". Мои доводы до него не доходят, он воспринимает их с усмешкой и раздражением.
Странно, а у нас наоборот телевизор уже почти никто не смотрит. Только некоторые программы еще вызывают интерес. Но думаю если так пойдет и дальше на ТВ можно будет ящик продавать)) Галилео хоть и под дурачка работает, но все же узнаешь некоторые вещи, которые в силу других интересов, не знаешь. Нравится канал культура – про археологию и животных передачи. У меня трое детей и ни один не смотрит телевизор))) Старшему 30. Конечно первая причина и единственная, наверное. почему не смотрим ТВ – это компьютер. Первое время играли (3-4года). Теперь играть не интересно, читаем ищем интересные сайты. Интернет – это зависимость покруче ТВ. Да согласна, что дети сейчас не читают. Не знают русских классиков. Только в пределах школьной программы. Но честно говоря я очень хорошо помню себя в школе и меня наша учительница по литературе просто бесила. Поэтому читать по настоящему классиков я стала после 20. Даже не знаю как можно заинтересовать детей этими книгами))). Надо чтобы сами захотели я так думаю
А меня очень беспокоит беспечное отношение многих родителей к бесконечному просмотру детьми мультфильмов, фильмов. Если ребенок читает сказку-он включает свое воображение и получает образы героев сказки. А если смотреть-зачем включать голову. Все готовое на экране. Надо защитить наших детей от шаблонного мышления.
Мне всего 16, но я полность согласна с автором… Он затрагивает очень важную проблему, потому что в наше время почти каждый с этим сталкивается, но к сожаления ничего сделать нельзя.
Вот я телевизор не смотрю вообще и другим не советую потому что как правильно заметил автор этой статьи Под воздействием рекламы внимание людей отвлекается от высших потребностей и ценностей (труд, творчество, познания, духовность) и переключается на потребности и ценности более низкого уровня. И так – час за часом, день за днем.